| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Авторы: Various. Страна: США. Издатель: Marvel Comics. Год издания: 1961 - 1962; 1995 - 1996. Количество выпусков: 18 книжек (15+3). Эпоха "Marvel Comics" - самой успешной компании по производству графической литературы - тесно связана с именем писателя и сценариста Стэна Ли (в миру- Стэнли Либер; р. 1922). Вообще-то Либер мечтал стать крупным писателем-фантастом, а не сценаристом комиксов. Но судьба распорядилась иначе. Он был шурином владельца Marvel (тогда еще "Timely Comics") Миртина Гудмэна, и в 1939 году присоединился к семейному бизнесу. Первыми его работами стали сценарии для комикса "Капитан Америка". Тогда-то и появился его знаменитый в будущем псевдоним - Стэн Ли. Либер все еще лелеял мечту стать серьезным писателем, и не хотел "засвечивать" свою настоящую фамилию в "порочной связи" с комиксами. "Серьезным" писателем он так и не стал, зато стал самым знаменитым американским писателем комиксов. Вместе с Джеком Кирби и Стивом Дитко они придумали всех самых знаменитых героев Marvel Comics. А в 1972 году Стэн Ли и сам возглавил компанию. Вспомнили биографию главного человека в "Marvel Group" мы не просто так. Пристрастие Стэна Ли к научной фантастике (НФ) определило всю дальнейшую концепцию марвеловской вселенной. Ли и его команда разработали свою линию "героической мифологии", отличной от героических стандартов Первого поколения. Прежде всего, каждый комикс-сериал "Marvel" обязательно имел научную подкладку, актуальную на момент появления рисованной истории - будь то космические исследования, генетика или компьютерные технологии. Практически все сверхгерои - это герои поневоле, причем их чудесные способности имеют конкретное НФ обоснование - никакой мистики и магии! По большому же счету, все они являются жертвами научного прогресса. Капитана Америку из хлипкого художника-неудачника Стива Роджерса создали ученые в секретной военной лаборатории; Фантастическая Четверка стала таковой в результате неудачного испытания космического корабля и облучения радиацией; Питер Паркер превратился в Человека-Паука, после того как в лаборатории Озборна был укушен радиоактивным пауком; Сорвиголова тоже появился в следствии научной халатности; мутанты Люди-Икс - результат "естественной" эволюции и, отчасти, военно-научных экспериментов; Железный Человек, хоть и не обладал сверхспособностями, зато был гениальным ученым и изобретателем, что позволило ему технически оснастить себя; одна из самых трагических жертв научного фанатизма - современный доктор Джекил Брюс Брэннер, "сосуществующий" со своим мистером Хайдом - Халком... Антигерои, кстати, тоже вербуются из НФ: в большенстве своем это представители ученого мира - как правило, люди весьма одаренные. И право же, все эти неглупые злодеи, будучи жертвами науки и непризнания, вызывают определенную симпатию. Но не только эксплуатирование НФ-тематики выдвинула Marvel в очевидные лидеры комикс-индустрии 1960-1980-х. Другое ноу-хау Ли и компании - "заземленность" мира, в котором существуют супергерои. Вместо абстрактных Готхэма и Метрополиса в комикс пришли вполне реальные Нью-Йорк, Лос-Анджелес и даже наш Санкт-Петербург с реальными же современными социальными проблемами. Но и не это главное: персонажи DC - Супермен и Бэтмен - всегда были фанерными оболочками, психологически одномерными, как и любой Абсолютно Положительный Герой. "Marvel" взяла курс на очеловечивание супергероев. Стэн Ли так сформулировал новую концепцию: "Это люди, которые живут рядом с нами. Это герои, которыми может стать любой". Авторы компании стали создавать персонажей неоднозначных, акцентируя внимание на психологии поступков и внутреннем мире героев (насколько это возможно в рамках рисованной литературы). Оказалось, что супергерои - такие же люди, с кучей личных проблем, они умеют не только выкрикивать что-нибудь вроде "Ты поплатишься за то, что причинил людям зло!", но и размышлять, страдать не по поводу всех бед человечества, а из-за личных неурядиц. Питер Паркер в "реале" - закомплексованный молодой человек, у которого непростые отношения с любимой тетушкой, да еще жуткий комплекс вины за смерть не менее любимого дяди; Люди-Икс ощущают себя в мире "нормальных" людей законченными маргиналами; а Железный Человек и вовсе страдает алкоголизмом... А теперь - несколько слов об альманахе Amazing Fantasy. Итак, в 1961 году издательство "Таймли Комикс" было переименовано в "Марвел Комикс". Это название стало комиксным символом 1960-х, а с "AF", ежемесячного журнала комиксов, началась Вселенная Марвел. Правда, новообразорвавшееся издательство поначалу едва не прогорело - к 1960-м вообще вся комикс-индустрия оказалась на грани исчезновения. В первых пятнадцати выпусках был создан основной "пантеон" марвеловских героев и рассказано о первых их приключениях. Что сразу же бросается в глаза? Вселенная Marvel выстраивалась исключительно на использовании популярных сюжетов и тем из научной фантастики. 15-й выпуск за 1962 год впервые познакомил читателей с популярнейшим персонажем во Вселенной Марвел - Питером Паркером, более известным как Человек-Паук. 15-й номер журнала стал не только самым раскупаемым, но и последним. Уже в следующем году компания запустила самостоятельные серии о Человеке-Пауке и других примечательных персонажах. 33 года спустя, в 1995 году писатель Курт Бьюзик и художник Пол Ли попытались реанимировать "Amazing Fantasy", но дальше трех выпусков, в которых была рассказана предыстория все того же Питера Паркера, дело не пошло.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Ляпунов Б. Любителям научной фантастики Якубовский М., Битюцкий С. «Мы не одни!» Брандис Е., Дмитриевский В. Тема «предупреждения» в научной фантастике
|
|
|
||